СтатьиСвой бизнес

Сила в «Правде»: о новаторстве, поиске команды и просвещении нижегородцев

Основатель нижегородского лектория «Правда» Эдуард Макаров пришел в индустрию культуры и просвещения из самой неожиданной сферы. Еще несколько лет назад, проживая в столице, Эдуард занимал руководящую должность в ИТ-компании. Однако в какой-то момент он, поняв, что в России лекции и мастер-классы не воспринимаются как полноценный вид досуга, решил это исправить. И открыл свой лекторий. Вот как ему удалось собрать команду единомышленников. Еще больше историй от предпринимателей — в специальном проекте hh.ru: про бизнес и людей.

О «Правде»:

Год создания — 2019-й.
Штат — 5 человек.
Деятельность — лекторий.
Город — Нижний Новгород.

Сила в «Правде»: о новаторстве, поиске команды и просвещении нижегородцев
Эдуард Макаров, основатель лектория «Правда» в Нижнем Новгороде

«Первые лекции читали мои друзья»

— Как пришла идея запустить этот необычный проект?

— До этого я работал наемным сотрудником в двух компаниях, причем в первой компании работал достаточно долго — больше семи лет. Я в ней вырос как специалист, это была моя первая серьезная работа.

Потом пришел на руководящую должность во вторую компанию, а когда заканчивал работать в ней, у меня появилась возможность открыть что-то свое. Я решил, что это будет именно лекторий в Нижнем Новгороде. Но вообще, нужно сказать, что я из Москвы. Локацией был выбран Нижний, потому что у меня отсюда жена и потому, что это третий по численности город в европейской части России. Здесь много людей, но так уж сложилось, что не было ни одного отдельного лектория. Люди могли пойти либо в открытый лекторий при университете, либо на отдельные лекции, проводимые в антикафе или творческих пространствах.

У нас была цель — открыть площадку, где лекции проводились бы постоянно: каждую неделю или несколько раз в неделю. И, поскольку таких проектов в Нижнем Новгороде до этого не было, мы понимали, что запрос на это есть. Нашли помещение, наполнили его атмосферой и новыми смыслами и открылись.

— Как всё начиналось и к чему пришли в итоге?

— Изначально я смотрел разные помещения в разных частях города. Поскольку я не из Нижнего, нужно было исследовать город и выбрать лучшую локацию. Мне много раз говорили про Нижполиграф, на нем я и решил остановиться, влюбившись в это место с первого взгляда. Далее последовал ремонт, и осенью 2019 года мы открылись. Естественно, первые лекции читали мои друзья, в том числе из Москвы, у которых были достаточные для этого знания и компетенции. Потом случился коронавирус, и мы успешно перешли в онлайн формат.

«Нам помогли «конкуренты»

— Не было страшно запускать проект?

— Я не знаю, репрезентативен ли мой пример, но, если честно, нет. Я получал огромную поддержку от людей, которым я рассказывал о том, что я собираюсь сделать. Кстати, хороший способ проверить, насколько интересен твой проект, — это просто рассказывать о нем людям. Любой фидбэк, даже если тебе человек просто фыркнул в ответ, важен. Благодаря этому понимаешь, что кого-то это раздражает, кому-то это неинтересно. У меня же было множество положительных отзывов о проекте, и я понял — надо реализовывать, а дальше уже разберемся. Так как мы стояли у истоков формирования просветительских площадок в Нижнем Новгороде, мы не до конца понимали, куда двигаться, ведь, по сути, нам пришлось формировать этот рынок почти с нуля.

Это была сложная задача, и в ее решении нам помогли конкуренты в кавычках, а на самом деле — единомышленники. Я говорю о людях, которые, как и мы, организуют и проводят лекции. Мы объединены общими представлениями, сотрудничаем и во многом друг другу помогаем.

— Случались какие-то накладки?

— Однажды, когда у нас должна была состояться лекция, я запустил проектор и высветилась ошибка. Со второго раза он запустился, но я уже представил, как ищу новый проектор по всему городу.

Еще был случай — лектор заболел коронавирусом накануне выступления. В итоге, конечно, все хорошо закончилось, мы просто подождали, перенеся лекцию на три недели.

«Сначала нужно во всем разобраться самому»

— Ваш секрет успеха: как создать команду мечты в малом бизнесе?

— Сначала нужно во всем разобраться самому. Еще до открытия лектория я сам участвовал в проведении лекций не в качестве организатора, а как спикер. Тогда начал понимать, что важно. Тонкости обнаруживаются, когда сам погружаешься в определенную сферу. Когда начинаешь разбираться во всем, становится проще набирать людей в команду и делегировать, поскольку знаешь, какие качества ищешь в людях и какие требования можешь им предъявлять.

— Что объединяет людей в вашей команде? Назовите три качества, которыми обладают ваши сотрудники.

— «Правда» — это честность, «Правда» — это ответственность, «Правда» — это креативность. Это три главных качества, которые есть у всех нас. Нас сейчас пять человек. Кто-то работает онлайн, кто-то — офлайн. С некоторыми ребятами мы знакомились в процессе. Например, одна девочка пришла, потому что просто хотела пофотографировать. Ей здесь понравилось помещение, мы познакомились, она потом стала участвовать как волонтер, а позднее — уже как член команды.

— Вы пользуетесь hh.ru для подбора? Что вам нравится в подборе персонала через hh.ru?

— Да, я пользуюсь hh.ru, но тут нужно сказать, что у меня жена HR, поэтому, конечно же, мне в этом плане проще. Проще в том смысле, что не было никаких сомнений, какой ресурс использовать. Я и до этого набирал людей через hh.ru, задолго до того, как начал свое дело. Это было удобно, очень много кандидатов. Даже если резюме человека не в актуальном состоянии, но его опыт кажется релевантным, всё равно стоит с ним связаться. Может быть, ему интересно будет сотрудничество по отдельным проектам, если не постоянная работа. Ты сразу видишь весь его опыт и компетенции, это очень удобно.

«Когда у вас больше одного человека, у вас уже есть корпкультура»

— Как малому бизнесу конкурировать с крупными корпоративными гигантами?

— Мы всегда лучше знаем наших конечных потребителей, потому что видим их своими глазами. В крупных компаниях, конечно, тоже есть люди, которые смотрят на потребительский клиентский опыт, но пока они дойдут до тех, кто что-то меняет, принимает какие-то решения, пройдет слишком много времени. Мы намного гибче в этом плане. Мы можем менять темы, учитывать интересы людей. При этом — слава 21-му веку! — у нас тоже есть большое количество данных о нашей аудитории, и в своих решениях мы на них основываемся. Для команды это тоже важно, потому что хочется видеть результат своей деятельности.

В крупной компании ты можешь увидеть результат в лучшем случае через полгода, а в худшем — только лет через 10. А мы меняемся в рамках дня или недели, можем по инициативе сотрудников обсуждать и реализовывать многие идеи мгновенно.

— Насколько важна для небольшого бизнеса корпоративная культура?

— Конечно же, корпоративная культура важна для любой компании. Она есть у всех, вопрос только в том, плохая она или хорошая. Когда у вас больше одного человека, у вас уже есть корпоративная культура. Если вас двое и вам трудно друг с другом общаться, у вас мало точек соприкосновения, всё будет плохо, даже если вы оба — замечательные специалисты. Вместе у вас всё получится гораздо хуже, чем по отдельности.

У нас есть корпоративная культура, саморазвитие — это основной столп, на котором всё держится. Самое главное, над чем мы работаем, — это то, чтобы при масштабировании заложенные нами ценности сохранялись и не формализовались.

— Важна ли иерархия в компании?

— Так как нас немного, у нас горизонтальная структура — есть я и ребята, которые отвечают каждый за свое направление. Горизонтальная связь — то, к чему стремятся во всех крупных компаниях вроде «Яндекса». Кроме того, я вполне доверяю ребятам и не спорю, даже если немножечко не согласен в чем-то с ними. Доверие — это важно.

О принципах и новых практиках «Правды» за последнее время

— Что стоит за фразой «Сила в правде»?

— За две недели путем перебора я придумал название проекта. «Правда» — это манифест, слово, с которым огромное количество крылатых выражений, вроде того, что выбрали мы («Сила в правде»).

А еще, поскольку у нас офлайн-бизнес, нам нужна была фотозона для гостей. Эта надпись неслучайно появилась на стене лектория. Точно могу сказать — ее очень часто фотографируют, что очень приятно: это значит, что мы угадали, попав в ту струну, которая резонирует у наших гостей.

Конечно, в этой фразе еще много всего — от Балабанова до Дудя. В целом каждый в этой фразе может видеть свое.

— У вас есть миссия компании?

— У меня почему-то к миссии отношение как к какому-то формальному документу. Это очень сложная история для меня, потому что я в свое время учился на кафедре управления качеством. Когда мне говорят «сформулируй миссию», с одной стороны, не хотелось бы сказать «за всё хорошее и против всего плохого», а с другой — не выдать что-то в духе «мы предприняли комплекс мер для того, чтобы заняться решением данного вопроса…».

В целом если говорить, зачем мы всё это делаем, — мы делаем это с целью саморазвития. Есть большое количество людей, которые хотят развиваться. Нам важно не образование, а просвещение. Проще говоря, мы даем навыки и знания, которые можно было бы давать в школе. Например, в школе было бы интересно рассказать про коммуникативные навыки. Или же мы рассказываем про какие-то вещи, которые вроде и проходили все в школе, но почему-то остались полностью не понятны или прошли мимо. Просвещение — база, на которую накладывается образование.

— Какие новые практики вы внедрили за последнее время? Чем гордитесь?

— Главное — выход в онлайн. Получилось удачно, потому что мы сильно расширили базу наших зрителей. Мы работаем в таком формате с мая (была всего одна неделя запланированного перерыва, но с тех пор регулярно устраиваем лекции). Сначала немного раскачивались во время запуска онлайн-формата, а сейчас идем очень ровно и хорошо.

— Можете дать другим начинающим предпринимателям актуальный совет на 2020 год?

— Не бояться! Не бояться и общаться с людьми, и собирать обратную связь. Спасибо карантину, сейчас есть множество видео о том, как вести различные процессы. Любой бизнес должен начинаться с кастомер девелопмента. Это когда вы проводите интервью с вашей целевой аудиторией, чтобы понять, насколько вы ей важны. Благодаря опросам мы поняли, что у людей есть запрос на саморазвитие, поэтому я так часто упоминаю это слово. Это был опыт, который помог нам всё сделать.

Вакансии дня